«Введение в биохимию. Медицинская биохимия как наука».
Понятие «биологическая химия».
Биологическая химия (биохимия) — наука, которая изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организма.
История биохимии как науки и ее связь с другими науками.
В истории биохимии можно выделить 4 периода.
Первый период: с древних времен и до эпохи Возрождения (XV в.).
В это время человек широко использовал биохимические процессы (изготовление сыра, пива, вина, хлеба и т.д.).
Второй период: продлился до середины XIX в..
В этот период шло накопление знаний по химии живой материи.
Третий период: завершается в 40 – 50–х годах XX в..
В эти годы заканчивается формирование биохимии как науки. В 60-е годы XX в. создаются кафедры медицинской, а затем и биологической химии.
Четвертый период: продолжается по настоящее время.
В истории биохимии – период важнейших открытий в биологии. Использование физико-химических и математических методов позволило выявить молекулярные основы хранения и передачи генетической информации, механизмов биосинтеза белка, изучить структуру и функцию мембран, гормонов, разработать биотехнологические подходы в исследовании живого.
М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольных познаний химии совершенен, быть не может».
Значение состава тела, процессов превращения различных веществ дает в руки врача бесценный материал для характеристики состояния здоровья человека. Поэтому биохимия – это теоретическая основа медицины.
Значение биохимических исследований.
Из определения биологической химии вытекает, что это химия живых существ. Живая система от неживой отличается обменом веществ и энергии (метаболизмом).
В результате обмена веществ (метаболизма) в биологические внутренние среды нашего организма поступает большое количество продуктов обмена веществ (метаболитов), содержание которых у здорового человека варьирует незначительно и составляет гомеостаз внутренних сред организма (кровь, сыворотка, спинномозговая жидкость, моча, пищеварительные соки и др.).
Практически любое заболевание начинается с повреждения (нарушения) одной реакции в метаболизме клетки, а затем оно распространяется на ткань, орган и целый организм. Нарушение метаболизма ведет к нарушению гомеостаза в биологических жидкостях организма человека, что сопровождается изменением биохимических показателей.
Большое значение клинико-биохимических методов исследования биологических жидкостей велико в медицине и важно для подготовки медицинских лабораторных техников. Достаточно напомнить, что только в крови человека можно определить современными методами биохимических исследований около 1000 показателей метаболизма.
Биохимические показатели биологических сред организма человека широко используются при:
1. постановке диагноза заболевания, особенно дифференциального диагноза;
2. выборе метода лечения;
3.контроле за правильностью назначенного лечения;
4.результаты биохимических анализов служат одним из критериев излеченности патологического процесса;
5.скрининге (выявлении болезни на доклинической стадии);
6.мониторинге (контроле за течением заболевания и результатом лечения);
7. прогнозе (информации о возможном исходе заболевания).
Бурный рост биохимии привел к тому, что она подразделилась на разные отрасли: клиническую биохимию, молекулярную биохимию, биохимию спорта и биохимию человека.
В процессе освоения дисциплины «Основы биохимии с методами клинико-биохимических исследований» перед нами встают задачи медицинской биохимии, заключающиеся в изучении:
1. строения и функций биомолекул, входящих в состав тканей организма.
2. механизмов:
· поступления пластических и биологически активных веществ во внутреннюю среду организма;
· превращения поступивших мономеров в биополимеры, специфичные для данного организма;
· высвобождения, накопления и использования энергии в клетке;
· образования и выведения конечных продуктов распада веществ в организме;
· воспроизведения и передачи наследственных признаков организма;
· регуляции всех перечисленных процессов.
Основное внимание нашего курса будет уделяться изучению методов клинико-биохимических исследований, которые состоят из этапов.
Основные этапы проведения клинико-биохимических исследований.
В настоящее время большое внимание уделяется оценке надежности клинико-биохимических исследований.
Качество клинико-биохимических лабораторных исследований зависит от факторов:
· особенности используемого метода,
· тщательностью его исполнения,
· квалификацией лаборантов,
· техническим совершенством используемой аппаратуры,
· чистотой реактивов
· точностью мерной посуды.
Контроль качества лабораторного исследования — это система мер по контролю за качеством выполнения лабораторного анализа на всех этапах его осуществления — от периода подготовки пациентов к процедуре взятия биологической жидкости до использования полученных результатов в клинике. Осуществляется ежедневно и включает в себя следующие основные этапы проведения клинико-биохимических исследований:
1) преаналитический;
2) аналитический;
3) постаналитический.
I. Преаналитический этап клинико-биохимических исследований включает в себя:
подготовку пациента, взятие биологического материала (биоматериала), его транспортировку.
Для того чтобы данные биохимического анализа представляли клиническую ценность, при взятии образцов анализируемого материала и их транспортировке в лабораторию должны выполняться определенные требования:
* Составление запроса на анализ, в котором указываются следующие данные:
- Имя, отчество, фамилия, пол и дата рождения пациента.
- Палата, больница, адрес,
- Имя врача, делающего запрос (в срочных случаях — с указанием телефона).
- Клинический диагноз (описание проблемы).
-Требуемые анализы.
- Тип анализируемого материала.
- Дата и время взятия пробы.
-Назначенное лечение (например, медикаменты).
* Чёткое соблюдение правил взятия биоматериала (кровь, моча, спинномозговая жидкость и др.):
- срок сбора, время взятия;
-подготовка обследуемого (или участка тела обследуемого);
- чистота посуды и материалов для взятия (одноразовые шприцы, системы вакуэт);
- процедура взятия биологического материала;
- факторы внешней среды (особенно температура);
- наличие или отсутствие консервантов, антикоагулянтов;
* Строгое соблюдение условий транспортировки биологического материала (особенно при исследовании активности ферментов):
- временной и температурный режимы.
II. Аналитический этап клинико-биохимических исследований включает в себя:
- первичную обработку биоматериала;
-хранение;
- дозирование;
- проведение реакции;
- расчет результатов.
III. Постаналитический этап клинико-биохимических исследований включает в себя:
- оформления бланка с результатами;
- лабораторно-клиническую интерпретацию;
- доведение полученной информации до сведения врача.
На каждом из этих этапов могут возникать ситуации, приводящие в последующем к ошибкам определения показателей лабораторных тестов, диагностики и лечения. По данным до 70% ошибок в лабораторной медицине возникают на внелабораторных этапах исследования.
Все этапы клинико-биохимических исследований подвергаются мероприятиям по контролю качества, которые мы будем проводить и подробно изучать на последующих практических занятиях.
В процессе лабораторных исследований участвует медицинский персонал низшего, среднего и высшего звена. Каждый из участников этого процесса имеет свои функциональные обязанности, которые прописаны в приказах и рекомендациях Министерства здравоохранения. Государственным образовательным стандартом, прописаны требования к уровню подготовки выпускника по специальности медицинский лабораторный техник.
Медицинский лабораторный техник должен:
• владеть унифицированными методами анализа биологических жидкостей;
• работать на фотоколориметрах, биохимических и коагулогических анализаторах и другом оборудовании, применять автоматические пипетки, дозаторы и другую малую механизацию;
• интерпретировать полученные результаты клинико-биохимических исследований на уровне «норма», «патология».
Работа в лаборатории требует повышенного внимания, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима.
В области безопасности работы в клинико-биохимических лабораториях медицинский лабораторный техник должен знать:
• общие принципы безопасности работы с биологическим материалом;
• особенности безопасной работы с биологическим материалом в лабораториях различного профиля;
• уметь обезвреживать биологический материал после исследования.
Работа лаборанта-биохимика нужна, важна и востребована, потому что перед биохимией в приоритетном проекте «Здоровье» поставлены задачи детального изучения обменных процессов на молекулярном уровне, разработки и внедрения новых методов исследований с использованием для этих целей специализированных наборов реактивов, создания современных автоматизированных диагностических приборов. Именно эти исследования и их внедрение в практическую медицину позволят решить важнейшие вопросы – оценить состояние здорового человека при проведении диспансеризации и обеспечить постоянный и объективный контроль в ходе лечения больного.
Все сказанное подтверждает мысль о том, что медицинская наука и практика могут успешно развиваться только при широком использовании данных биохимии, а медицинские лабораторные техники наравне с другими осуществляют выше перечисленные задачи.