Вторник, 26.11.2024, 16:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

BioximiaForYou

Введение в биохимию. Медицинская биохимия как наука

«Введение в биохимию. Медицинская биохимия как наука».

Понятие «биологическая химия».

Биологическая химия (биохимия) — наука, которая изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организма.

История биохимии как науки и ее связь с другими науками.

В истории биохимии можно выделить 4 периода.

Первый период: с древних времен и до эпохи Возрождения (XV в.).

В это время человек широко использовал биохимические процессы (изготовление сыра, пива, вина, хлеба и т.д.).

Второй период: продлился до середины XIX в..

В этот период шло накопление знаний по химии живой материи.

Третий период: завершается в 40 – 50–х годах XX в..

В эти годы заканчивается формирование биохимии как науки. В 60-е годы XX в. создаются кафедры медицинской, а затем и биологической химии.

Четвертый период: продолжается по настоящее время.

В истории биохимии – период важнейших открытий в биологии. Использование физико-химических и математических методов позволило выявить молекулярные основы хранения и передачи генетической информации, механизмов биосинтеза белка, изучить структуру и функцию мембран, гормонов, разработать биотехнологические подходы в исследовании живого.

М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольных познаний химии совершенен, быть не может».

Значение состава тела, процессов превращения различных веществ дает в руки врача бесценный материал для характеристики состояния здоровья человека. Поэтому биохимия – это теоретическая основа медицины.

Значение биохимических исследований.

Из определения биологической химии вытекает, что это химия живых существ. Живая система от неживой отличается обменом веществ и энергии (метаболизмом).

В результате обмена веществ (метаболизма) в биологические внут­ренние среды нашего организма поступает боль­шое количество продуктов обмена веществ (метаболитов), содержание которых у здорового человека варьирует незначительно и составляет гомеостаз внутренних сред организ­ма (кровь, сыворотка, спинномозговая жидкость, моча, пищеварительные соки и др.).

Практически любое заболевание начинается с по­вреждения (нарушения) одной реакции в метабо­лизме клетки, а затем оно распространяется на ткань, орган и целый организм. Нарушение метабо­лизма ведет к нарушению гомеостаза в биологичес­ких жидкостях организма человека, что сопровож­дается изменением биохимических показателей.

Большое значение клинико-биохимических методов исследования био­логических жидкостей велико в медицине и важно для подготовки медицинских лаборатор­ных техников. Достаточно напомнить, что только в крови человека можно определить современными методами биохимических исследований около 1000 показателей метаболизма.

Биохимические показа­тели биологических сред организма человека широко используются при:

1. постановке диагноза заболевания, особенно дифференциального диагноза;

2. выборе метода лечения;

3.контроле за правильностью назначенного ле­чения;

4.результаты биохимических анализов служат одним из критериев излеченности патологическо­го процесса;

5.скрининге (выявлении болезни на доклини­ческой стадии);

6.мониторинге (контроле за течением заболе­вания и результатом лечения);

7. прогнозе (информации о возможном исходе заболевания).

Бурный рост биохимии привел к тому, что она подразделилась на разные отрасли: клиническую биохимию, молекулярную биохимию, биохимию спорта и биохимию человека.

В процессе освоения дисциплины «Основы биохимии с методами клинико-биохимических исследований» перед нами встают задачи медицинской биохимии, заключающиеся в изучении:

1. строения и функций биомолекул, вхо­дящих в состав тканей организма.

2. механизмов:

· поступления пластичес­ких и биологически активных веществ во внутрен­нюю среду организма;

· превращения поступив­ших мономеров в биополимеры, специфичные для данного организма;

· высвобождения, накоп­ления и использования энергии в клетке;

· образования и выведе­ния конечных продуктов распада веществ в орга­низме;

· воспроизведения и пе­редачи наследственных признаков организма;

· регуляции всех перечисленных процессов.

Основное внимание нашего курса будет уделяться изучению методов клинико-биохимических исследований, которые состоят из этапов.

Основные этапы проведения клинико-биохимических исследований.

В настоящее время большое вни­мание уделяется оценке надежности клинико-био­химических исследований.

Качество клинико-биохимических лабораторных исследований зависит от факторов:

· особенности используемого мето­да,

· тщательностью его исполнения,

· квалификацией лаборантов,

· техническим совершенством исполь­зуемой аппаратуры,

· чистотой реактивов

· точнос­тью мерной посуды.

Контроль качества лабораторного исследования — это система мер по контролю за качеством вы­полнения лабораторного анализа на всех этапах его осуществления — от периода подготовки паци­ентов к процедуре взятия биологической жидко­сти до использования полученных результатов в клинике. Осуществляется ежедневно и включает в себя следующие основные этапы проведения клинико-биохимических исследований:

1) преаналитический;

2) аналитический;

3) постаналитический.

I. Преаналитический этап клинико-биохимических исследований включает в себя:

подготовку пациента, взя­тие биологического материала (биоматериала), его транспортировку.

Для того чтобы данные биохимического ана­лиза представляли клиническую ценность, при взятии образцов анализируемого материала и их транспортировке в лабораторию должны выпол­няться определенные требования:

* Составление запроса на анализ, в котором указываются следующие данные:

- Имя, отчество, фамилия, пол и дата рождения пациента.

- Палата, больница, адрес,

- Имя врача, делающего запрос (в срочных слу­чаях — с указанием телефона).

- Клинический диагноз (описание проблемы).

-Требуемые анализы.

- Тип анализируемого материала.

- Дата и время взятия пробы.

-Назначенное лечение (например, медикаменты).

* Чёткое соблюдение правил взятия биоматериала (кровь, моча, спинномозговая жид­кость и др.):

- срок сбора, время взятия;

-подготовка обследуемого (или участка тела обследуемого);

- чистота посуды и материалов для взятия (од­норазовые шприцы, системы вакуэт);

- процедура взятия биологического материала;

- факторы внешней среды (особенно темпера­тура);

- наличие или отсутствие консервантов, анти­коагулянтов;

* Строгое соблюдение условий транспортировки биологического материала (особенно при исследо­вании активности ферментов):

- временной и температурный режимы.

II. Аналитический этап клинико-биохимических исследований включает в себя:

- первичную обработку биоматериала;

-хранение;

- дозиро­вание;

- проведение реакции;

- расчет результатов.


III. Постаналитический этап клинико-биохимических исследований включает в себя:

- оформления бланка с результатами;

- лабораторно-клиническую ин­терпретацию;

- доведение полученной информации до сведения врача.

На каждом из этих этапов могут возникать си­туации, приводящие в последующем к ошибкам определения показателей лабораторных тестов, ди­агностики и лечения. По данным до 70% ошибок в лабораторной медицине возникают на внелабораторных этапах исследования.

Все этапы клинико-биохимических исследований подвергаются мероприятиям по контролю качества, которые мы будем проводить и подробно изучать на последующих практических занятиях.

В процессе лабораторных исследований участвует медицинский персонал низшего, среднего и высшего звена. Каждый из участников этого процесса имеет свои функциональные обязанности, которые прописаны в приказах и рекомендациях Министерства здравоохранения. Государственным образовательным стандартом, прописаны требования к уровню подготовки выпускника по специальности медицинский лабораторный техник.

Медицинский лабораторный техник должен:

владеть унифицированными методами анали­за биологических жидкостей;

работать на фотоколориметрах, биохимичес­ких и коагулогических анализаторах и другом обо­рудовании, применять автоматические пипетки, до­заторы и другую малую механизацию;

интерпретировать полученные результаты клинико-биохимических исследований на уровне «норма», «патология».

Работа в лаборатории требует повышенного внимания, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима.

В области безопасности работы в клинико-биохимических лабораториях медицинский лабораторный техник должен знать:

общие принципы безопасности работы с био­логическим материалом;

особенности безопасной работы с биологичес­ким материалом в лабораториях различного про­филя;

уметь обезвреживать биологический матери­ал после исследования.

Работа лаборанта-биохимика нужна, важна и востребована, потому что перед биохимией в приоритетном проекте «Здоровье» поставлены задачи детального изучения обменных процессов на молекулярном уровне, разработки и внедрения новых методов исследований с использованием для этих целей специализированных наборов реактивов, создания современных автоматизированных диагностических приборов. Именно эти исследования и их внедрение в практическую медицину позволят решить важнейшие вопросы – оценить состояние здорового человека при проведении диспансеризации и обеспечить постоянный и объективный контроль в ходе лечения больного.

Все сказанное подтверждает мысль о том, что медицинская наука и практика могут успешно развиваться только при широком использовании данных биохимии, а медицинские лабораторные техники наравне с другими осуществляют выше перечисленные задачи.

RSS

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта