Контроль качества лабораторных исследований
Введение.
Главная задача лаборатории – предоставление врачам- клиницистам надёжных качественных и количественных результатов исследований проб пациентов. Поэтому, все лаборатории должны иметь систему контроля и поддержания качества и работы.
В результате любого измерения всегда присутствует погрешность или ошибка. Даже самые лучшие аналитические методы определения концентрации вещества в пробах не дают одинакового результата при повторных измерениях. Всегда существует некоторый разброс результатов.
Любая выполняемая в лаборатории процедура измерения включает целый ряд шагов: подготовка проб, дозирование, инкубация, измерение оптической плотности и т.д.
На каждом из этих шагов возникает некоторая ошибка, которая влияет на конечный результат. Результат измерения, таким образом, содержит вклады всех этих ошибок.
В силу наличия ошибок при всех выполняемых в лаборатории исследованиях необходимо постоянное и обязательное проведение процедур контроля качества для того, чтобы выдаваемая лабораторией диагностическая информация соответствовала требованиям по точности, установленными нормативными документами МЗ РФ.
Контроль качества – это система мер, разработанная для проверки и подтверждения того, что процесс измерения проходит в соответствии со сделанными предположениями и результаты исследований проб пациентов надёжны.
Цель контроля качества - выявление погрешностей в работе лаборатории и их устранение.
Контроль качества различается на внутрилабораторный и межлабораторный.
Контроль качества касается количественных методов и предусмотрен на сегодня для:
- биохимических исследований крови и мочи,
- гематологических исследований (для гемоглобина и подсчёта форменных элементов),
- коагулологических исследований крови,
- иммунологических исследований (иммуноглобулинов).
Автоматизация ведения внутрилабораторного контроля качества
Ведение внутрилабораторного контроля качества в полном объёме вручную требует от лаборатории больших затрат труда и времени. Кроме того, при этом часто допускаются ошибки, что снижает эффективное ведение контроля. В современных условиях при использовании компьютерных программ контроль качества осуществляется с минимальными трудовыми, временными и финансовыми затратами. Компьютерные программы позволяют не только автоматизировать все расчёты, построение контрольных карт, анализ по правилам для всех контролируемых тестов, но и предоставляет дополнительные возможности лаборатории при интерпретации результатов оперативного контроля